|
Меню сайта |
|
|
|
ФАУ-1 (V-1) Fi-103
Начиная с 1942 года станция "Пенемюнде-Запад" осуществляла разработку системы оружия дальнего действия под названием "Физелер" Fi-103, которой позднее было присвоено наименование самолет-снаряд "Фау-1" (V-1). Поясним, что V - начальная буква немецкого слова "Veigeltung" (возмездие). Это обозначение было придумано Геббельсом и не имело ничего общего с характером системы оружия. С его подачи система Fi-103 стала обозначаться V-1 ("Фау-1"), A-4 -- V-2 ("Фау-2"), а обозначение V-3 ("Фау-3") было зарезервировано для зенитной ракеты "Шметтерлииг", которая не была запущена в производство. Самолет-снаряд "Фау-1" был в техническом отношении точной копией морской торпеды. После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по заданному курсу и на заранее определённой высоте. Насколько морская торпеда является самоходной, автоматически управляемой миниатюрной подводной лодкой, настолько самолет-снаряд "Фау-1" был автоматически управляемым и несущим фугасный заряд, беспилотным самолетом.
"Фау-1" имел фюзеляж длиной 7,8 метра, в носовой части которого помещалась боевая головка с 1000 килограммами взрывчатого вещества. За боевой головкой располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовая часть была занята упрощенным автопилотом, который удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной высоте. Размах крыльев составлял 540 сантиметров. Самой интересной новинкой был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа похожий на ствол старомодной пушки. Этот двигатель был изобретен инженером Паулем Шмидтом, которому армейское управление вооружений в течение некоторого времени оказывало финансовую помощь. "Фау-1" был отнюдь не первым реактивным самолетом-снарядом. Впервые пульсирующий воздушно-реактивный двигатель был изобретен в России в 1906 году инженером В. В. Караводиным, на что ему была дана "привилегия" за № 15 375. Построен он был в 1907 году, и газеты описывали его как "аппарат для получения пульсирующей струи газов значительной скорости, образующейся вследствие периодического сгорания горючей смеси". Такая же идея выдвигалась в США еще во время Первой мировой войны, когда армейские авиаконструкторы в содружестве с фирмой "Сперри гироскоп" построили летающую бомбу "Баг". Разработка ее продолжалась после окончания войны и была прекращена по финансовым соображениям только в 1925 году. "Баг" был снабжен двигателем внутреннего сгорания и винтом. Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, производившиеся фирмой "Аргус", представляли собой стальные трубы, открытые с задней части и закрытые спереди пластинчатыми пружинными клапанами, открывавшимися под давлением встречного потока воздуха. Когда воздух, открыв клапаны решетки, входил в трубу, здесь создавалось повышенное давление; одновременно сюда впрыскивалось топливо; происходила вспышка, в результате которой расширившиеся газы действовали на клапаны, закрывая их, и создавали импульс тяги. После того как продукты сгорания выбрасывались через реактивное сопло, в камере сгорания создавалось пониженное давление и воздух снова открывал клапаны; начинался новый цикл работы двигателя. Расход топлива составлял 2,35 литра на километр. Бак вмещал около 570 литров бензина.
Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель обязательно требует предварительного разгона до скорости минимум 240 километров в час. Для этого использовалась наклонная пусковая установка с трубой, имеющей продольный паз. Поршень, двигающийся в этой трубе, был снабжен выступом, которым он сцеплялся с самолетом-снарядом при разгоне. Этот поршень приводился в движение за счет газов, образующихся при распаде перекиси водорода. Как только пульсирующий воздушно-реактивный двигатель начинал работать, скорость самолета-снаряда возрастала до 580 километров в час. "Фау-1" имел часовой механизм, с помощью которого осуществлялось "наведение" на цель; он срабатывал, и самолет-снаряд пикировал вниз. Немецкой комиссии по оружию дальнего действия предстояло сделать выбор между этими двумя системами - ФАУ-1 и ФАУ-2. Обе они представляли собой два совершенно отличных друг от друга типа вооружения. Самолету-снаряду Fi-103 ("Фау-1") атмосфера служила одновременно и аэродинамической опорой и источником окислителя (кислорода), необходимого для сгорания топлива. Это был так называемый крылатый снаряд, который отличался от самолета только тем, что был беспилотным. (Теперь подобные конструкции называют крылатыми ракетами.)
Ракета А-4 была баллистическим летательным аппаратом, который летел по траектории, схожей с траекторией артиллерийского снаряда. Крылатый снаряд стоил дешевле, чем баллистический примерно в 10 раз, но легко сбивался зенитными орудиями, ракетами и истребителями-перехватчиками. Снаряды Fi-103 и А-4 имели следующие основные тактико -технические данные. Вес боевой головки был почти одинаковым; примерно так же обстояло дело и с дальностью: предполагалось, что оба снаряда будут иметь дальность полёта порядка 320 километров. Позднее выяснилось, что средняя дальность самолета-снаряда "Фау-1" составляла около 240 километров, в то время как средняя дальность полёта ракеты "Фау-2" равнялась 306 километрам. Однако ракета "Фау-2" нуждалась в необычных топливах, а снаряд "Фау-1" работал на обыкновенном бензине. Прежде чем комиссия приступила к обсуждению данного вопроса, оба типа снарядов были ей продемонстрированы в действии. Две ракеты "Фау-2" успешно выдержали испытание, показав дальность 260 километров. Один самолет-снаряд "Фау-1" поднялся, но разбился после непродолжительного полёта, а второй вообще не сработал. Тем не менее комиссия решила рекомендовать разработку и производство обеих систем при условии, что в боевых условиях они будут применяться во взаимодействии.
По некоторым данным в среднем, ежемесячно по врагу из 100 пусковых установок выпускалось до 1000 ракет, которые хотя и обладали невысокой точностью попадания и относительно высокой аварийностью, всё же несли на борту внушительный заряд. Последствия попадания ракеты можно увидеть на снимках. Английские лётчики и зенитчики к концу войны добились определённых успехов и цели достигали не более 40% выпущеных немцами ракет. К тому-же зона наносимых ракетой разрушений не превышала 25 метров, что несомнено недостаточно, для того, чтобы нанести Лондону сколько-нибудь серьёзный урон.
Как стало известно после войны, корректировка наведения осуществлялась на основе донесений от агента, который находясь в Лондоне работал под контролем английской разведки и давал ложные данные, из-за чего большая часть прорвавшихся через ПВО ракет ложилась с недолётом и падала в пригороде. Из выпущеных по Лондону 8070 штук, 7488 были обнаружены службой наблюдения, а 2420 достигли цели. Истребителями английской ПВО были сбиты 1847 штук, зенитной артилерией 1878 и разбились об аэростаты заграждения 232 самолёта-снаряда ФАУ-1. Достигшие цели ФАУ-1 уничтожили 24791 жилое здание, 52293 постройки стали непригодными для жилья. При этом погибли 5864 человека, тяжело ранены 17197 и легко ранены 23174 человека.
Однако, можно с уверенностью сказать, что эти смешные (по нынешним временам) на вид ракеты были, тем не менее, весьма грозным и необычным оружием и стали отправной точкой для разработки принципиально нового класса вооружений - крылатых ракет.
|
ФАУ-1 (пилотируемый вариант) |
О послевоенной судьбе этой разработки известно немного. В СССР первый самолет-снаряд ФАУ-1 прибыл из Англии в СССР в сентябре 1944 г., разобранный и некомплектный. Почти одновременно были найдены в Польше обломки этого самолета-снаряда. В обоих случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом. Позднее из Германии были вывезены самолеты-снаряды, а также различные части пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки. Все они находились на заводе № 458. Работы по воспроизводству ФАУ-1 велись, под руководством Челомея, а испытания проходили на площадке 4А полигона Капустин Яр и были, по большей части, неудачными. Тем не менее ракету удалась воспроизвести, но на вооружение она не принималась и до серийного производства соответственно не дошла, поскольку к тому времени уже не удовлетворяла по своим ТТХ возросшим требованиям, прежде всего по точности и скорости полёта. Тем не менее ФАУ-1 можно считать родоначальницей российских крылатых ракет. Одним из самых смелых замыслов по реинкарнации ФАУ-1 можно считать разработку на её базе крылатой ракеты ХМ (икс эм), запускавшейся воздушным стартом с самолёта носителя и двигавшейся к цели со скоростью 800 км/ч. Наведение на цель после запуска по замыслу Челомея должно было производиться с самолёта-носителя по изображению, передаваемому с телекамеры установленной на ракете. К сожалению разработка такой системы наведения оказалась не под силу ни КБ Челомея, ни привлечённым на помощь специалистам НИИ-885 и этот вариант крылатой ракеты также не состоялся.
Снимок, на который я наткнулся на сайте одного из американских музеев заставляет сделать вполне обоснованные предположения, что в США так же велись работы по воспроизводству ФАУ-1, которая возможно даже дошли до принятия на вооружение. (Обратите внимание на эмблему и название)
Технические характеристики самолёта-снаряда ФАУ-1 (V-1 Fi-103) |
Тип двигателя |
1x Argus As-014 пульсирующий прямоточный |
Максимальная скорость полёта, км/ч |
550-600 |
Максимальная дальность полёта, км |
240 |
Практический потолок, м |
2700 |
Снаряжённая масса, кг |
2100 |
Вес боевой части, кг |
800 |
Точность попадания (КВО),м |
|
Длина, м |
7.90 |
Размах крыльев, м |
5,4 |
|